Методология — База
Про инвестиции в обучение
Обучение — серьезные инвестиции компании, которые должны принести вполне конкретные измеримые плоды.
Представь, что ты владеешь «Магнитом» и оплачиваешь из своего кармана время и усилия команды на разработку, а потом еще и учебное время учеников. Если речь идет о массовых должностях (продавцы, администраторы, сборщики в РЦ), то даже получасовое обучение складывается в миллионные затраты. Не хочется выбрасывать деньги на ветер, правда?
Поэтому делай только полезное для бизнеса и сотрудников обучение. Здесь ты найдешь пошаговое руководство и ответы на вопросы:
Нужно ли вообще обучение в твоем случае?
Как правильно спроектировать обучение, чтобы оно решало проблему?
Как лучше «доставить» обучение пользователям?
Как написать сценарий?
Как измерить эффективность обучения?
Глоссарий
Поскольку ты занимаешься вопросами обучения, то важно помнить терминологию и суть вещей, с которыми работаешь. Давай освежим знания и будем разговаривать на одном языке.
Знание — факты/информация, которые ученик понимает, помнит и может воспроизвести. Знания могут быть теоретическими (например, требования к ценникам) или практическими (например, как распечатать и разместить ценники)
Умение — способность в нужный момент извлечь из памяти знания и применить их на практике (например, физически распечатать ценники и правильно разместить)
Навык — умение, доведенное до автоматизма (многократное повторение). Наши сотрудники отрабатывают навыки, как правило, на рабочем месте, в тренажерах или в макетах программ («Тандер-Склад», ТСД). А еще на тренингах, если формируем мягкие навыки. Курсом или памяткой навык сформировать НЕ получится!
Компетенция — набор знаний, умений и навыков для какой-то работы
Компетентность — уровень профессионализма и экспертности в какой-то области. Прокачивая компетенции, человек прокачивает и свою компетентность
Педагогический дизайн — процесс проектирования, разработки, проведения и оценки эффективности обучения, которое помогает человеку изменить поведение, перейти из текущего состояния в желаемое
Принципы обучения взрослых
В корпоративном обучении мы опираемся на принципы андрагогики (Малкольм Ноулз).
Малькольм Ноулз — американский педагог, занимался проблемами обучения взрослых, сформулировал 6 принципов обучения взрослых.
«Взрослый ученик: классическое пособие по обучению взрослых и развитию персонала»
Малкольм Ноулз, 1973
Андрагогика — наука об обучении взрослых
Потребность знать
Учитывай, что взрослые обучаются с конкретной целью. В анонсе, превью или вводной части курса/программы объясни на языке выгод, зачем ученику это обучение, какой профит принесет.
Отзывы учеников тоже хорошо работают в этом плане
Принцип Ⅰ
Учет опыта ученика
Новые ЗУНы должны встроиться в уже сложившуюся систему координат. Так, например, можно в начале курса/программы дать общую картину темы, а в практических ситуациях и кейсах использовать реальные рабочие примеры.
Если новая информация пересекается с тем, что ученик уже знает, он быстрее усвоит материал. Но, если информация противоречит его опыту, важно убедить его, что стоит менять подход/делать по-другому. Объясни ученику, почему новое лучше привычного
Принцип Ⅱ
Готовность к обучению
Взрослые учатся тому, что им необходимо в реальной жизни. Взрослые готовы учиться, когда они сталкиваются с реальными жизненными задачами и проблемами. Не сильно рассчитывай, что сотрудники будут учиться впрок или для общего развития
Принцип Ⅲ
Практическая польза
Взрослым важно видеть применение знаний на практике. Одной теории недостаточно, иначе ты рискуешь превратить обучение в информирование. Поэтому в учебную траекторию закладывай практические задания, кейсы, работу с наставником, тренировку.
Любое учебное событие должно иметь вполне видимый результат, когда ученик выполняет какие-то действия с нужным качеством в понятные сроки
Принцип Ⅳ
Самостоятельность
Самостоя-тельность
Взрослые хотят быть автономными в процессе обучения и принимать активное участие в нем. Создайте удобную инфраструктуру и дайте возможность выбрать место, время и тему. Тогда взрослый ученик подстроит обучение под свои текущие задачи. Например, ты можешь задать определенную траекторию курса, но оставить выбор, какую тему изучить первой
Принцип Ⅴ
Мотивация
Взрослые учатся, чтобы достичь определенного результата в профессиональной или социальной сфере, к которому не могут прийти с текущими знаниями. Понимая это, взрослые учатся лучше всего, потому что мотивация исходит изнутри.
Нельзя научить — можно только научиться
Без желания, понимания цели и доверия к обучающим инструментам, которые ты предлагаешь взрослому, эффекта не будет. Создавай только полезное прикладное обучение, помогай сформировать мотивацию
Принцип Ⅵ
Литература
Джули Дирксен
Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным
Практическое руководство по созданию курсов, которые действительно вовлекают и дают результат. В книге раскрываются секреты мотивации, когнитивных процессов, проектирования интерактивных программ и повышения эффективности обучения. Подходит для всех форматов: онлайн, офлайн, смешанного обучения
Елена Тихомирова
Обучение со смыслом. 13 правил для тех, кто учит взрослых
Практическое руководство от эксперта с 20-летним опытом. Книга охватывает весь цикл проектирования обучения взрослых: от идеи до оценки эффективности. Особое внимание уделяется превращению теории в практику, анализу целевой аудитории, созданию мотивирующих материалов и построению структурированного учебного процесса
Майкл Аллен
E-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
Классика по проектированию электронных курсов. Автор делится стратегиями разработки дистанционного обучения, которые легко адаптируются под задачи бизнеса и сотрудников
Рут Кларк, Ричард Майер
Электронное обучение и наука обучения: проверенные руководящие принципы для потребителей и дизайнеров мультимедийного обучения
В книге собраны научно обоснованные рекомендации по созданию эффективных электронных курсов, изложены сложные концепции простым языком, приведены практические инструменты для повышения эффективности обучения
Максим Ильяхов
Пиши, сокращай
Главный учебник по информационному стилю, который особенно важен в обучающих текстах, инструкциях, заданиях и описаниях курсов.
Научит избавляться от канцелярита, пустых оборотов и сложных конструкций
Поможет делать тексты ясными, простыми и дружелюбными
Прекрасно работает в паре с визуальным дизайном и помогает донести мысль быстрее и чище
Курс может быть идеально спроектирован, но, если тексты в нем перегружены, запутаны или звучат как «служебная записка или инструкция», — обучение не полетит. Хороший методолог — это и хороший автор
Следующая
Предыдущая